4 сентября 2019 года Президент подписал Указ № 327 «О повышении энергоэффективности многоквартирных жилых домов».
Жилищный фонд Республики Беларусь составляет 254,4 млн кв. метров, из которых многоквартирный жилищный фонд — порядка 178 млн кв. метров.
На сегодняшний день ЖКХ является одним из наиболее крупных потребителей топливно-энергетических ресурсов. Потребление топлива в системе жилищно-коммунального хозяйства страны составляет порядка 1,7 млн тонн условного топлива. На долю жилищно-коммунального сектора приходится свыше 23,6% всей потребляемой электроэнергии.
По данным Белстата, из потребленных в стране в 2018 году 62,4 млн Гкал тепловой энергии 23,4 млн Гкал (37,5%) было отпущено населению, то есть пошло на отопление и горячее водоснабжение жилых помещений. При таком уровне потребления тепловой энергии и существующем уровне возмещения населением затрат на ее производство субсидии государства составляют почти 745 млн долларов США в год.
Согласно данным исследования Всемирного банка, общие потребности в инвестициях на цели тепловой модернизации многоквартирных зданий уже составляют 14 млрд долларов США в ценах 2015 года. Это могло бы обеспечить ежегодную экономию энергии в размере 5,5% от суммарного конечного энергопотребления в стране.
Основная масса жилых зданий в Беларуси были построены до 1996 года, и такие дома, как правило, имеют крайне низкий уровень теплоизоляции. Поэтому многоквартирные дома, построенные до 1996 года (порядка 28,4 млн кв. м с теплопотреблением 161—200 кВт·ч/кв. м в год), потребляют в 2—2,8 раза больше тепловой энергии. Суммарная оплата за потребление тепловой энергии указанного жилфонда составляет 191,64 млн долл. США/год, из которых 153,6 млн долл. США/год субсидируется государством.
Поэтому первоочередные работы по тепломодернизации предполагается продолжить в секторе зданий, построенных до 1996 года. Следует отметить, что в рамках государственных программ комплексная тепловая модернизация уже проведена на примерно 10% площади этого жилищного фонда.
При проведении капитального ремонта затраты на 1 кв. метр жилой или общей площади в среднем по республике составляют порядка 200 рублей. При этом не достигается установленное нормативное значение сопротивления теплопередаче наружных ограждающих конструкций ниже 90 кВт·ч/кв. м. Проведение работ по тепловой модернизации жилых домов и установке индивидуальных систем учета и регулирования тепловой энергии с дополнительными затратами до 100 рублей на 1 кв. метр позволит сократить удельное теплопотребление не менее чем в два раза.
Проблему недофинансирования работ по тепловой модернизации жилого фонда предполагается решить с помощью финансовых механизмов, предусмотренных в Указе Президента Республики Беларусь «О повышении энергоэффективности многоквартирных жилых домов» от 4 сентября 2019 г. №327 (далее – Указ). Указ разработан Департаментом по энергоэффективности в соответствии с Директивой Президента Республики Беларусь «О совершенствовании и развитии жилищно-коммунального хозяйства страны» от 4 марта 2019 г. № 7. Указом также предусматривается создание предпосылок и условий для привлечения широкого круга источников финансирования, в том числе средств собственников жилья, местных бюджетов, иных источников, в том числе международных финансовых организаций (Всемирный банк, Европейский инвестиционный банк, Европейский банк реконструкции и развития и др.), сокращение объемов перекрестного субсидирования в сфере энергопотребления и другие меры по снижению удельного теплопотребления жилищного фонда.
В результате реализации Указа экономия бюджетных средств за счет снижения перекрестного субсидирования оплаты тепловой энергии населением названного сектора может составит не менее 76,8 млн долл. США в год.
В планируемом пилотном проекте по тепловой модернизации многоквартирных жилых домов в Гродненской и Могилевской областях, который будет финансироваться Всемирным банком и Европейским инвестиционным банком в рамках совместного проекта «Расширение устойчивого энергопользования», предусмотрены два варианта тепловой модернизации.
Пакет А будет включать меры, дающие право на получение предположительно 30-процентной капитальной субсидии от государства на финансирование ограниченного комплекса мер тепловой модернизации: создания автоматизированных тепловых пунктов, установки терморегуляторов и необходимой модернизации труб системы отопления в отдельных квартирах, замены входных дверей и окон в подъездах, а также других сопутствующих малозатратных мероприятий, включая необходимый капитальный ремонт.
Пакет B будет включать меры, дающие право на получение предположительно 50-процентной капитальной субсидии от государства. Этот пакет, в дополнение к пакету А, как правило, будет включать теплоизоляцию кровли, наружных стен и перекрытий над подвалом, а также замену окон в отдельных квартирах (полную стоимость которых собственники жилья должны будут оплатить самостоятельно).
В оба пакета в качестве возможного варианта для собственников жилья будут включены установка индивидуальных приборов учета тепловой энергии и внедрение системы начисления платы за отопление по факту потребления на поквартирном уровне.
Успешные варианты указанного эксперимента естественно будут предложены в рамках реализации Указа во всех регионах страны.
Вовлечение собственников, членов организаций застройщиков в реализацию энергоэффективных мероприятий планируется осуществлять на принципах добровольности.
Решение о реализации энергоэффективных мероприятий, а также об объемах выполняемых работ на основании проведенной оценки теплоэнергетического состояния дома будет приниматься местным исполнительным и распорядительным органом по результатам общего собрания участников совместного домовладения, членов товарищества собственников, организации застройщиков.
Для принятия решения о проведении энергоэффективных мероприятий на общем собрании собственников за него должны проголосовать собственники, обладающие более чем двумя третями голосов от их общего количества, и данное решение будет являться обязательным для исполнения всеми собственниками.
Для реализации энергоэффективных мероприятий собственники заключают с уполномоченным лицом по управлению общим имуществом совместного домовладения либо иной государственной организацией, уполномоченной местным исполнительным и распорядительным органом, договоры о реализации энергоэффективных мероприятий в многоквартирном жилом доме, по типовой форме, утвержденной Советом Министром Республики Беларусь.
Отказ от заключения договора не освобождает собственников от возмещения затрат.
Проведенные расчеты показали, что экономия денежных средств на приобретение тепловой энергии полностью возместит жильцам понесенные затраты на тепломодернизацию уже в течение 10-летнего периода погашения. Далее жилищно-коммунальные расходы значительно сократятся, и жильцы получат существенную экономию финансовых средств.
При проведении работ по термомодернизации жилищного фонда с высоким энергопотреблением параллельно с капремонтом жилых зданий в течение 10 лет суммарные затраты составят оценочно около 1 млрд 420 млн долларов США. При этом уже в первые 10 лет экономия тепловой энергии может достичь в денежном выражении 490 млн долларов США, в том числе сокращение субсидий из бюджета — 388 млн долларов США, а также за счет снижения потребления природного газа (1,75 млрд куб. метров) – около 276,3 млн долларов США.
С учетом того, что здания в течение десятилетнего периода будут подвергаться термомодернизации сравнительно равномерно, окончательная экономия средств (с учетом рассрочки возврата населением) сложится к концу второго десятилетия и составит порядка 1 млрд 380 млн долларов США (из расчета действующих тарифов на природный газ).
Источниками финансирования мероприятий станут средства местных бюджетов, поступающие от приватизации жилых помещений, средства местных бюджетов на капитальный ремонт жилищного фонда, средства, поступающие от собственников, нанимателей жилых помещений и членов организаций застройщиков на капитальный ремонт, иные источники финансирования, разрешенные законодательством. Для финансирования реализации энергоэффективных мероприятий местные исполнительные и распорядительные органы готовятся привлекать заемные средства финансово-кредитных организаций, в том числе международных (Всемирного банка, Европейского инвестиционного банка, Европейского банка реконструкции и развития).
В новом проекте «Расширение устойчивого энергопользования», который будет финансироваться Всемирным банком и Европейским инвестиционным банком, одним из компонентов этого проекта станет тепловая модернизация многоквартирного жилья. Подготовка проекта активно ведется совместно с Департаментом по энергоэффективности и Минжилкомхозом. Предполагаемые сроки его реализации – с 2020 по 2024 год; объем финансирования составит порядка 180 млн евро, 50% из которых будет выделено Всемирным банком и еще 50% – Европейским инвестиционным банком.
На финансирование компонента «Тепловая модернизация многоквартирных зданий» в бюджете проекта предусмотрено около 63,8 млн евро.
Реализация указанного компонента позволит:
– обеспечить совокупную экономию тепловой энергии в рамках проводимых мероприятий на уровне от 7,6% до 37% (в зависимости от выбранного жильцами пакета мероприятий) от фактического объема потребляемой в домах тепловой энергии;
– снизить объем потребления тепловой энергии в среднем на одну квартиру в объеме от 0,54 Гкал в год до 2,55 Гкал в год;
– сократить величину бюджетного субсидирования на услуги теплопотребления для нужд населения от 317,3 тыс. евро в год до 1 545,9 тыс. евро в год в связи с сокращением объема потребляемой жильцами тепловой энергии.
То есть комплексная тепловая модернизация многоквартирных зданий, построенных до 1996 года, обеспечит экономию энергии в среднем на 40% или более. По оценке Всемирного банка такие инвестиции, как правило, являются обоснованными с экономической точки зрения и их внутренняя норма рентабельности превышает 6%, включая выгоды от снижения затрат на отопление, повышения стоимости недвижимости и сокращения выбросов CO2.
Планируемый к выполнению в 2020—2024 годах проект «Расширение устойчивого энергопользования», финансируемый Всемирным банком и Европейским инвестиционным банком, станет примеромуспешного реформирования и создания современных энергоэффективных систем теплоснабжения, а также рационального потребления выработанной тепловой энергии в условиях проведенной тепломодернизации многоквартирных домов.